Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Дети и соцсети

Дети и соцсети

(Данилова Н. Дети и соцсети  / Наталия Данилова  // Здоровье школьника.– 2018. - № 4.  – С  10-15.)

 

У 80% школьников есть аккаунты хотя бы в одной социальной сети. О чём пишут дети в Интернете, какую тайную от взрослых жизнь, они там ведут? Почему соцсети так затягивают, что ребёнок забывает о еде, уроках и сне? С какими потенциальными опасностями он может столкнуться при виртуальном общении?

_________________________________________________________________________

Самая популярная среди российских школьников сеть - «ВКонтакте». Реже дети ре­гистрируются в «Одноклассниках», Facebook и Twitter. Всё большее распространение получает Instagram. Его популярность вполне объяснима: в сетях школьники чаще всего публикуют фото и видео с короткими подписями - этого им вполне достаточно. Часто функцию соцсетей выполняют мессенджеры - WhatsApp и Viber. Дети создают в них группы, переписываются друг с другом, выкладывают фотографии, делятся ви­део. Фактически это аналог соцсетей с той лишь разницей, что круг друзей здесь, как правило, ограничен знакомыми людьми. 

Свой первый аккаунт некоторые дети заводят уже в 9-10 лет. Что заставляет их делать это так рано? Если один ребёнок в классе открывает страницу, то и другой торопится вслед за ним. Соцсети - это модно, и с этим вряд ли поспоришь. К 14 годам свои профили есть почти у всех школьников. Если у тебя нет аккаунта, то тебя как будто и не существует в современном мире.

 

Способ общения

Большинство детей признают, что заходят в соц­сети для общения с друзьями. Чаще всего в «дру­зьях» оказываются именно те, с кем каждый день видятся школьники. Узнать, что делают одно­классники, договориться о встрече, обсудить общих знакомых - всё это можно сделать онлайн. Для многих детей, особенно для мальчиков, виртуальное общение оказывается проще реального: там они более уверены в себе, более открыты.

В сети дети обсуждают и школьные дела: выкладывают изменившееся расписание, узнают о домашнем задании или отмене репетиции после урока. Получается, что тот, кто читает эту переписку, всегда в курсе дел класса. Иногда в Интернет выплёскиваются школьные страсти - и тогда начинаются словесные перепалки, появляются едкие комментарии. В сущности, взаимодействие одноклассников в сети становится отражением их реальных отношений между собой в классе.

Ученики не очень стремятся расширять круг своих виртуальных друзей: около 67 % детей лично знают всех, с кем общаются через Интернет. Иногда в число подписчиков попадают «друзья друзей» - те, с которыми ребёнок не виделся лично, но слышал о них от приятелей. Только 15% детей переписываются с людьми, абсолютно не знакомыми им в реальной жизни. Такое общение происходит, в основном, в тематических сообществах.

Не для творчества, а для потребления

Взрослые думают, что детям соцсети нужны для самовыражения. На самом деле, это не совсем так. Около 70 % школьников вообще ничего не пишут о себе и своей жизни. Они ходят в сети с утилитарной целью - чтобы общаться с друзьями, слушать музыку, смотреть фильмы. Свою точку зрения выражают, выставляя лайки или делая репосты интересной, на их взгляд, информации.

Дети гораздо чаще выкладывают музыку или видео, чем оставляют записи. Около 40 % юных пользователей вообще не имеют привычки писать комментарии. Только третья часть пользователей выкладывает в сети свои фотографии, причём девочки делают это значительно чаще, чем мальчики.

С юридической точки зрения - с какого возраста позволено открывать свою страницу? Точные требования к возрасту указаны у Facebook и Instagram: этими сетями можно пользоваться начиная с 13-летнего возраста. Зарегистрироваться «ВКонтакте» можно с 14 лет. В «Одноклассниках» можно заводить страницу с ещё более раннего возраста, главное требование сайта - делать это с разрешения родителей. Впрочем, ничто не мешает детям пользоваться сетями без ведома взрослых и указывать тот возраст, который они считают нужным, ведь вводить паспортные данные не требуется.

Посты выглядят однотипно: фото или видео и краткий текстовый комментарий к нему. Многие записи - юмористического характера, причём дети активно используют в них ненормативную лексику.

По подпискам на определённые сообщества легко можно определить пол ребёнка. Так, мальчики интересуются компьютерными играми, футболом, автомобилями, экстримом, рекордами. Увлечения девочек - секреты красоты, похудение, дизайнерские идеи, кулинарные рецепты. У женского пола популярны страницы, посвящённые отношениям между девушкой и парнем, между подругами.

И мальчики, и девочки активно подписываются на юмористические страницы, тесты, гороскопы. Девочки уже в 12 лет начинают интересоваться сообществами с рассуждениями о сексе, у большинства мальчиков внимание к этой теме появляется позже - примерно в 14 лет.

Школьники любят читать остросюжетные истории с неожиданным финалом, девочки иногда подписываются на сообщества со стихами. Женский пол больше интересует мир эмоций, тогда как мальчиков - реальные действия.

(К. Н. Поливанова, И. Б. Смирнов «Что в профиле тебе моём: данные "ВКонтакте" как инструмент изучения интересов со­временных подростков» // Вопросы образования, 2017, № 2) 

Почему сети так затягивают?

Многие дети просиживают в соцсетях часами, забывая про еду, уроки и сон. Родителей бесит, что они столько времени тратят на бесполезные занятия. Но прежде чем ругать ребёнка за долгое «зависание» в Интернете, нужно понять, почему это происходит. Если раньше дети с 7 лет одни гуляли во дворах, то сейчас родители иногда не разрешают это и 12-летним подросткам. Школьники мало ходят друг к другу в гости, большую часть времени они проводят в одиночестве у себя дома. Но ведь потребность в общении у детей сохраняется - и они идут в соцсеть, чтобы пообщаться с другом, послать фото кошки, свернувшейся калачиком на окошке, или макарон, приготовленных к ужину.

Соцсети нужны и для повышения самооценки. Выкладываешь свою новую фотографию на страницу - и получаешь от друзей массу лайков. Даже при непосредственном общении человеку вряд ли сделали бы столько комплиментов, как при виртуальном. Кстати, не только у детей, но и у многих взрослых потребность в соцсетях объясняется желанием привлечь к себе внимание. Выкладываешь фотографию собственноручно приготовленного торта - и знакомые восхищаются, какая же ты хорошая хозяйка. Фотографируешься с только что выловленным судаком - и все видят в тебе настоящего рыбака. Если ребёнок наблюдает, как родители постоянно публикуют свои фотографии в сети с целью поразить своих знакомых, то он делает так же. Главное - произвести впечатление на окружающих.

Бывает и так, что ребёнок подписывается на массу сообществ, а потом листает и листает бесконечную ленту. Он смотрит картинки красивых машин и платьев, футболистов и звёзд, хитроумных изобретений и изумительных пейзажей на фоне моря - и ему кажется, что его жизнь насыщенна и полна. С помощью Интернета он пытается наполнить пустоту будней, но, к сожалению, это всего лишь подмена реальной жизни. Очень часто много времени в сети проводят именно те дети, у которых нет других занятий, кроме школы, нет увлечений. Если у ребёнка после школы спортивная секция, театральная студия или кружок по робототехнике, ему просто некогда дни напролёт просиживать в Интернете.

Что же можно посоветовать родителям, у которых ребёнок часами торчит в соцсетях? Постараться устроить так, чтобы он имел возможность много общаться с ровесниками оффлайн - приглашать в гости друзей, ходить вместе на прогулки. Помимо школы, у ребёнка должны быть занятия, где он может реализоваться, - кружки, секции, студии. В выходные дни хорошо бы вы вбираться всей семьёй в музеи, театры, кино, походы. Реальная жизнь должна быть интересной и насыщенной - тогда будет меньше желания пропадать в виртуальной. 

Осторожно: кибербуллинг!

Соцсети могут стать площадкой для кибербуллинга - травли в Интернете. Дети пишут кому-то из знакомых обидные письма, делают зловредные комментарии под постами, выкладывают оскорбительные фото и видео. Обычно в соцсетях происходит примерно то же, что в реальной жизни. Если кого-то обижают одноклассники, травля часто переносится в виртуальную жизнь. Унижать и оскорблять человека на расстоянии, на площадке, куда не заходят взрослые, проще, да и зачинщик травли часто остаётся неизвестным. 

Как определить, что появилась зависимость

Школьник проводит в сети почти всё своё свободное время, он пользуется ею везде, где можно - дома, в школе, транспорте.

Если нет доступа к Интернету, у него появляется беспокойство, раздражительность.

Ребёнок часто фотографируется, чтобы выложить снимки на свою страницу.

В списке друзей с каждым днём возникает всё больше новых незнакомых людей.

Ребёнок проверяет, не появилось ли новых комментариев или лайков, даже проснувшись среди ночи.

Чтобы школьник сам не стал участником кибербуллинга, научите его правильному поведению в соцсетях. Объясните, что нельзя писать обидные комментарии, за которые потом придётся краснеть, нельзя выкладывать фото и видео, сделанные исподтишка. За все свои публикации в сети, за все лайки и репосты он несёт ответственность - и он должен это понимать. Это выражение его точки зрения, пускай в некоторых случаях и косвенное.

Если ребёнок сам стал жертвой кибербуллинга, ему обязательно нужно помочь разобраться с ситуацией. Скажите ему, что не стоит отвечать на оскорбительные письма, ведь обидчики ждут от него именно ответной реакции. Делайте скриншоты страниц, чтобы у вас были доказательства травли. Заблокируйте пользователя, который посылает обидные сообщения. Сообщите администраторам соцсети, что правила их сервиса нарушаются. В таких случаях обычно принимаются решительные меры.

Поскольку ситуация буллинга обычно не ограничивается Интернетом, необходимо понять, какова общая обстановка в классе. Для этого потребуется сходить к классному руководителю или директору школы (лучше, чтобы ребёнок не знал об этом). Возможно, стоит обратиться за помощью к школьному психологу. Не оставляйте ситуации кибербуллинга без внимания, ведь это привести к резкому снижению самооценки у вашего ребёнка и серьёзным психологическим проблемам в будущем. 

Опасный контент

В Интернете много полезной и нужной информации, но много и того, что не предназначено для глаз ребёнка. Не всегда школьник сам догадается искать «запретную» информацию, но если ей поделился друг в соцсети - сразу возникает желание её посмотреть. Так дети попадают на порнографическое видео, на сайты, пропагандирующие насилие, в группы, через которые распространяют наркотики или склоняют к суициду, на интернет-ресурсы с азартными играми на деньги.

Вероятность столкновения с плохим контентом в сети очень велика. Заблокировать все потенциально опасные сайты почти невозможно, поэтому здесь родителям нужно разговаривать с ребёнком, объяснять, чем это плохо. Можно сказать, например, что знакомиться с интимной жизнью через порнографическое видео - это то же самое, что начинать учить русский язык с мата.

Что касается «групп смерти», то в них дети тоже попадают не случайно. Ребёнок, который вступает в такую группу, уже эмоционально неблагополучен. У него есть какие-то неразрешимые проблемы: неразделённая любовь, конфликты с одноклассниками или учителями, страх перед экзаменами.

Важно, чтобы в трудные моменты жизни подросток шёл не в Интернет для общения с малознакомыми людьми, а получал поддержку от родителей, чтобы взрослые помогали ему разобраться со сложными ситуациями. Если он не может или не хочет обсуждать какие-то вопросы со своими родителями, то должен знать, что существует телефон доверия для детей и подростков, который работает круглосуточно. Здесь ему бесплатно и анонимно может оказать помощь психолог-консультант. Горячая линия телефона доверия, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, - 8 (800) 200-01-22.

 

Форумы родителей

Марина

Моя дочка зарегистрировалась в сети в 12 лет. Я стараюсь быть в курсе её виртуальной жизни. Один раз заглянула, что ей пишут, и увидела оскорбительные комментарии в её адрес. Пришлось мне вмешаться, объяснить, что не надо общаться с такими людьми, удалить их из своих друзей - и всё. Так что неплохо бы знать, что там происходит.

Зануда

Я смотрю, что люди пишут в 13-15 лет в сети, - такая ерунда, просто помойка: какие-то скандалы, мат-перемат, перепалки между собой, много про секс... Каждый хочет чем-то выделиться, выпендриваются все друг перед другом. Но, видно, надо этим переболеть, перерасти это.

Мама двух детей

Я сама помогла сыну зарегистрироваться в сети в 10 лет. Зато я знаю его пароль, знаю всех его друзей, с кем он переписывается. Я ему объяснила, как чем правильно пользоваться, что можно делать, а что нет. Пока я не вижу ничего криминального: ну, переписываются друг с другом, присылают ссылки на игры. Наверное, просто родители должны как-то просматривать страницу время от времени.

Kris

У подруги дочка в 11 лет начала переписываться в соцсети с каким-то взрослым мужиком. Подруга это случайно обнаружила, когда дочка забыла закрыть страницу. Она посмотрела и просто в ужас пришла: там ей этот мужик такое пишет! И дочка ведь отвечает ему, как будто уже всё про секс знает. И семья у них нормальная, детям вроде внимания много уделяют. Эти соцсети - просто источник разврата какой-то! В общем, теперь моя приятельница дочку к психологу водит.

Iriska

Моему сыну 14 лет. Год назад зарегистрировался в сети. Но я бы не сказала, что он там пропадает часами. Так, изредка заходит посмотреть, что пишут одноклассники. Его больше интересуют компьютерные игры, чем вся эта переписка. Но я бы не стала запрещать пользоваться сетями. А что такого? Он что, на улице мата не услышит или про секс не узнает?

Гость

Мне 12 лет. Родители не запрещали мне регистрироваться в сети, даже наоборот говорили - будешь ближе к одноклассникам. Они мне объяснили, что нельзя указывать личную информацию, нельзя общаться с незнакомыми. В друзьях у меня те люди, с которыми я вижусь в жизни. Мне кажется, если ребёнок серьёзный, то ему можно открывать страницу хоть в 10 лет. Но если он склонен заводить подозрительные знакомства, тогда не надо торопиться, пусть в мессенджерах общается.

Анжела

Я считаю, что страницу можно заводить только лет с 18. Да, в сети много полезного, интересного, но там столько пошлости, жестокости, мата! Я своему ребёнку не разрешаю регистрироваться. По-моему, ему хватит и обычного общения с друзьями.

Оксана, мама 6-классницы Вики:

— Я заметила, что дочка стала какая-то грустная, расспросила её и выяснила, в чём дело. К нам в школу перевели девочку, которая невзлюбила Вику и начала писать ей гадости «ВКонтакте» - с оскорблениями и нецензурной лексикой. Я сходила к классной руководительнице и рассказала ей об этом. Та пообщалась с девочками, сводила их к школьному психологу. Вроде бы с ситуацией разобрались, та девочка удалила оскорбительные записи.

Но через пару дней всё началось снова. Я сама уже не выдержала и написала обидчице в личку, чтобы она нашла себе интересное дело и отстала от моей дочки. Девочка в ответ нахамила. Я сделала скриншоты и оскорбительных записей на Викиной стене, и хамского ответа. Поговорила с родителями этой одноклассницы, но те сказали, что дети сами разберутся.

Потом та девочка начала подкарауливать Вику после уроков со своими приятелями-старшеклассниками из её прежней школы. Не били, но обзывали, несколько раз толкнули. Вику провожал её друг из класса, но всё равно: два шестиклассника против нескольких девчонок и парней из 8-9-х классов - силы неравные...

Тогда я написала той девочке, что если она не прекратит, придётся подать заявление в полицию. В ответ она опять нахамила. Я сделала скриншоты, взяла Вику и мальчика, который её провожал из школы, и пошла в полицию. Думала, там отмахнутся, но у меня сразу приняли заявление, похвалили за скриншоты, подробно расспросили детей. В итоге ту девочку и старшеклассников, которые караулили Вику, вызывали с родителями в полицию, поставили их на учёт. И сразу всё прекратилось, теперь эта девочка ходит тише воды, ниже травы. 

Ася Штейн, преподаватель МХК, школа № 1553 им. Вернадского, Москва:

Обычно родители настороженно относятся к социальным сетям, в которых присутствуют их дети: если ребёнок сидит за компьютером, то он, наверное, занят чем-то плохим. Между тем, Интернет открывает огромные возможности для учебной деятельности, общения, обратной связи учеников, учителей и родителей. Это экономит время и силы, позволяет обучиться навыкам сотрудничества. За ходом работы учитель может наблюдать в удобное для него время, отслеживать комментарии.

У каждого нашего класса есть группа «ВКонтакте»: здесь удобно размещать новости, изменения в расписании, информировать детей о том, кто, например, пойдёт на олимпиаду. Группа в соцсети предполагает комфортную форму общения на любые темы: здесь можно быстро обсудить проблему, не созывая классный час. Параллельно мы пишем о взрослых делах с родителями в аналогичной группе в Facebook. Родительский комитет делает дополнительные рассылки - это намного удобнее, чем обзванивать целый класс.

Мы практикуем дистанционно-групповую работу детей в GoogleDocs: проекты, групповые домашние задания. Ученикам не надо оставаться после уроков в школе, можно из дома совместно работать над документом. Для проверки и рецензирования в группу добавляется преподаватель. Так же, в режиме онлайн, можно работать над курсовыми работами, которые у нас пишут все ученики. На сайте лицея учителя выкладывают ссылки на дополнительные материалы, тексты по литературе, которые можно скачать в электронную книгу, на контурные карты, чтобы не тратить деньги на их покупку.

Поскольку общение через соцсети комфортно для детей, часто ребёнку удобно пообщаться с учителем по личным вопросам именно в режиме переписки - это даёт детям ощущение безопасности. Даже то, что трудно было бы сказать с глазу на глаз, здесь говорится легко, потому что над репликой можно подумать или отредактировать её.

Правила безопасности

    Сделать страницу в соцсети открытой только для дру­зей - тогда на неё не смогут случайно попасть незна­комые люди.

    Не указывать в сети свой адрес и номер телефона. Не рассказывать о своих планах с указанием конкрет­ного времени (когда ребёнок пойдёт в секцию, когда поедет с родителями в отпуск и т. д.) - такая инфор­мация может заинтересовать воров.

    Не вступать в переписку с незнакомыми людьми, особенно взрослыми, и ни в коем случае не ходить с ними на встречу.

    Рассказывать родителям, если в Интернете встретит­ся что-то вызывающее неприятные чувства.

Сомнительные знакомства

Социальные сети дают возможность для общения не только с друзьями, но и с чужими людьми. Среди незнакомцев иногда оказываются люди, представляющие опасность. У школьника есть риск вступить в переписку с педофилом. Такие люди, чтобы привлечь к себе внимание, часто сочувствуют ребёнку, выказывают к нему заботу, иногда обещают подарки. Со временем общение начинает приобретать сексуальный характер, злоумышленник присылает ссылки на порнографическое видео, просит выполнять разнообразные действия, а иногда договаривается о личном контакте.

      Ребёнок может стать и жертвой распространителей наркотиков. Сначала при общении через сеть школьнику пытаются внушить, что наркотики не так уж вредны, а потом предлагают попробовать их.

Вы можете заподозрить неладное, если ваш ребёнок стал замкнутым, тревожным, если при вашем появлении быстро закрывает страницу,

если ему стали звонить непонятные люди, он стал уходить, не сообщая куда. Нужно осторожно выяснить, что происходит с ребёнком, чтобы понять, какая помощь ему требуется. 

Устроить слежку или оставить без внимания?

Стоит ли взрослым контролировать действия детей в соцсетях? По возможности, да, но желательно делать это мягко, ненавязчиво. Самый лучший способ - попроситься к своему ребёнку в «друзья» (для этого вы сами должны быть зарегистрированы в той же соцсети). Если он откажется, то хорошо, чтобы он согласился «дружить» со старшим братом или сестрой, своей тётей или дядей, вашей приятельницей - взрослым человеком, с которым у него доверительные отношения. В случае когда в «друзья» вас и ваших родных не взяли, неплохо бы время от времени интересоваться, о чём пишут дети.

      «Интернет, социальные сети и мессенджеры - часть объективной реальности, избежать которую невозможно, - говорит Артемий Понявин, директор исполкома Национального Дельфийского совета России, председатель Управляющего совета ГБОУ «Школа № 814». - Чтобы сделать пребывание в информационной среде безопасным и эффективным, родителям необходимо составить вместе с ребёнком и предложить ему Регламент цифрового присутствия. Нужно определить возможные угрозы, описать принципы и инструменты цифрового взаимодействия: разрешение на использование персональных данных, настройку компьютеров и телефонов, правила онлайн и оффлайн-общения. Конечно, это не самая простая задача, нужно углубиться в вопрос, но её решение, несомненно, пойдёт на пользу и детям, и взрослым».

Оставайтесь в курсе того, что происходит в жизни школьника, сохраняйте с ним доверительные отношения, учитесь договариваться - это лучший способ взаимодействия родителя и ребёнка

Дети и соцсети

Наверх страницы