Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

За год до старта

За год до старта

[Беседа журналиста с Марьяной  Безруких, (д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО), и Татьяной Филипповой, ( к.б.н., ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО)]

 

Школа для наших детей начинается всё раньше и раньше. В Москве, например, практически не осталось детских садов - вместо них дошкольные отделения образовательных комплексов. Бывает, что и располагаются они в том же здании, что и начальные классы. Поэтому ребёнка, когда ему исполняется 5 лет, уже рассматривают как будущего школьника, которому многое полагается знать и уметь.

Что именно? И правилен ли такой подход?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Марьяна Михайловна, в каком возрасте нужно начинать подготовку ребёнка к школе - за год, за два до первого класса?

Марьяна Безруких: Зависит от того, что под этим понимать. Я считаю, что подготовка к школе - это весь этап дошкольного развития. Быстро, наскоком, за один год ничего сделать нельзя. Это системная, комплексная, длительная работа. Важно учитывать особенности возрастного развития ребёнка. Если говорить об актуальных задачах развития, то от 1 года до 3 лет это движение, речь и эмоции. Фактически сегодня, зачастую, не уделяется внимания ни первому, ни второму, ни третьему. Зато учить ребёнка читать в 1,5-2 года готовы все родители. Притом, что до 3 лет об этом лучше не за-думываться вовсе, а заниматься развитием речи, моторики и эмоций.

На этапе от 3 до 5 лет - опять речь, движение, эмоции, потому что воспитание эмоционального интеллекта столь же важно, как и общего. Добавляется социализация - общение не только с близкими родственниками, но и с чужими взрослыми, и со сверстниками. Беда, когда ребенок растёт в ситуации ограниченного общения, и этих контактов у него нет. При этом на всех этапах развития от 0 до 5 лет идёт познавательное развитие ребёнка. Оно происходит в процессе взаимодействия, игры, общения, но направленное внимание когнитивному развитию будет уделяться с 5 лет.

— Уже принят и работает федеральный стандарт дошкольного образования. Что это такое и что должны уметь дети, которые идут в школу?

М. Б.: Не образования, а дошкольного развития ребёнка. Нет нормативных результатов, которых должен достичь ребёнок в виде каких-то знаний и навыков. Более того: стандарт не предусматривает обучения дошколёнка письму, чтению и счёту, а предполагает подготовку, то есть развитие функций, необходимых для освоения этих навыков. При этом есть индивидуальные темпы развития детей, поэтому нельзя говорить, что в 5 лет ребёнок должен уметь что-то определённое, даже если речь идёт о развитии познавательных функций. Одно и то же разные дети могут освоить и в 5, и в 6,5 лет, и это не отставание, а свой темп развития.

Правильный учебно-методический комплекс (УМК) должен быть выстроен так, чтобы учитывать индивидуальные особенности.

— Много ли детей, готовых к школе? Каковы критерии готовности?

М. Б.: Готовность к школе - это тот индивидуальный уровень физического, психологического, физиологического и социального развития ребёнка, при котором занятия в школе не нанесут вреда здоровью, развитию и позволят школьнику успешно учиться. Говорить о готовности к школе вообще бессмысленно - нужно учитывать программу обучения, условия школьной жизни, требования, режим учебных и внеучебных занятий.

  Готовность для каждого определяется индивидуально, в зависимости от того, в какую школу родители хотят отдать ребёнка. Вот, например, мальчик с проблемами речевого развития. Ему 7 лет, он физически, социально, интеллектуально готов к школе, он позанимался с логопедом... Но ему всё равно не стоит идти в школу с углублённым изучением иностранного языка: будут трудности и проблемы. Или, например, девочка с хроническими заболеваниями, пусть и в стадии ремиссии. Психологически и интеллектуально она готова, а физически - нет. Особенно к школе полного дня. Если только к обычной, с щадящим режимом.

Или вот ещё: у ребёнка поллиноз  («сенная лихорадка»), и во время обострений, весной, его увозят из города. В этом случае со школой не стоит спешить, даже если класс  набирает самый хороший учитель, потому что через год, скорее всего, адаптивный ресурс у ребёнка будет лучше и справляться с учебными нагрузками ему будет проще.

А главное - никогда не надо сравнивать ребёнка с его сверстниками: даже близнецы могут оказаться разными.

— Имеет ли смысл начинать сильно заранее? Во многих школах подготовительные отделения предлагают курс не только на год, но и на два...

М. Б.: За два года - разумно. Вопрос, как это организовано. Неважно, где заниматься - дома, в детском саду или на курсах. Важно, чтобы это не были уроки за партой. Только игра.

  Наши исследования в 15 регионах России показали: до 60 % детей сегодня приходят в первый класс с проблемами речевого развития, а ведь развитая речь - база для формирования навыков письма и чтения.

Очень важно проведение индивидуальной диагностики развития детей в присутствии родителей. Она помогает учитывать индивидуальные особенности детей даже при групповых занятиях. Об этих особенностях важно знать и родителям, и педагогам. При входной диагностике родители делают для себя много открытий: например, выявляется медленный темп деятельности, на что родители реагируют болезненно и расценивают это как нарушение развития. Обычно их успокаивает фраза «Вашему ребёнку будет доступно всё, кроме, разве что, профессий пилота и авиадиспетчера». Приходится убеждать, что медленно - не значит плохо.

Вообще, любого ребёнка нельзя торопить и подгонять при выполнении любых бытовых действий и учебных заданий. Ограничение времени – это основной стресс, который негативно влияет на развитие и здоровье ребёнка. При диагностике в конце года мы, бывает, не рекомендуем идти в первый класс даже тем детям, которым в сентябре исполнится 6,5 или больше, и по Закону «Об образовании» они могут идти в школу. При первичной диагностике мне часто приходится объяснять важность состояния здоровья и отсутствия хронических заболеваний при принятии решения о возрасте начала обучения. Хронические заболевания - всегда фактор риска и довод в пользу того, чтобы начать обучение на год позже.

— Чем занимаются на правильных курсах подготовки, а что должно насторожить родителей?

  Дошкольник развивается только в игре. Важен характер взаимодействия взрослого с ребёнком. Умеет ли учитель объяснить так, чтобы ребёнку было понятно, подсказать и поддержать, когда не получается? Чем заниматься, не так важно: складывать пирамидку, танцевать, рассказывать по картинкам... Важно уметь объяснить так, чтобы ребёнку было интересно, потому что неинтересное и то, что не получается, дошкольник выполнять не будет. Если в 5 лет начинают учить писать по прописям, решать примеры, задают домашние задания и ставят оценки в любой форме, не обязательно цифрами, если дети сидят за партами и от них требуют вести себя, как принято в школе, - такие курсы не будут эффективны для развития детей и, скорее всего, убьют мотивацию. К сожалению, именно такие курсы и строгие учителя очень нравятся родителям, в отличие от игровой формы проведения занятий. Однако после подобной подготовки дети в школу идти не хотят.

Старайтесь избегать многословных инструкций. 

Работайте по шагам: сделали что-то одно - и идём дальше.

— Насколько эффективны вечерние занятия (в школах - в основном вторая половина дня, с 4 до 7 вечера) после полного дня в детсаду? Не дублируют ли они друг друга?

М. Б.: Это не просто нецелесообразно, а вредно для здоровья ребенка. Для развития такие занятия ничего не дают. Поэтому, даже если ребенок не посещает детский сад, а ходит только на «подготовительные курсы», стоит выбирать те, где занятия проводятся в первой дня или, по крайней мере, заканчиваются не позже 17.00.

—       Как должна распределяться нагрузка, сколько времени дошкольник удерживает внимание и занимается эффективно?

М. Б.: В 5 лет дети способны удерживать внимание и 3 минуты, и 10 минут. Это индивидуальная особенность. Повторюсь: важно организовать работу так, чтобы дошкольнику было интересно, но это не требование к ребёнку, а задача взрослого.

—       Должен ли педиатр давать своё заключение о целесообразности дополнительных занятий или их характере?

М. Б.: Да, обязательно. Планируя дополнительные занятия детей, необходимо проконсультироваться с вашим ведущим врачом. Это важно, в первую очередь, перед началом занятий в спортивной секции: если у ребёнка есть хронические заболевания или особенности развития, именно врач подскажет, как лучше организовать эту деятельность.

— А что касается занятий, проводимых на улице?

Т. Ф.: В начале учебного года приходится объяснять, как важен динамический час на улице, в любое время года и в любую погоду, после двух занятий в помещении. Каждый год, набирая группу, мы убеждаем родителей в необходимости этого часа не только для здоровья, но и для развития. Это игры на воздухе, наблюдения природы, умение самостоя-тельно одеться и раздеться, формирование навыков коммуникации со сверстниками. Удивительно, но родители часто не знают подвижных игр, им приходится учиться вместе с детьми и прежде всего, позитивному общению с собственными и другими детьми. А это главный стимул хорошего развития.

Здоровье школьника. - 2017. - № 9. – С. 37-41

За год до старта

Наверх страницы