Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

СТРАШНЫЕ сказки: ВРЕДНЫ ЛИ ОНИ детям?

Василькина Ю. Страшные сказки: вредны ли они детям? /

Юлия Василькина // Читаем вместе. – 2020. – № 3. – С. 14–15.

СТРАШНЫЕ сказки: ВРЕДНЫ ЛИ ОНИ детям?

 

МЫ ВИДИМ, А ОНИ НЕТ?

Взрослые и дети воспринимают одну и ту же сказку по-разному. Но как именно, сказать точно невозможно. Можно ориентироваться только на внешнюю реакцию: спокоен ли ребенок, или встревожен, задает ли вопросы. Ребенок, «не доросший» до каких-то деталей, может просто их пропустить. В то время как взрослый, впервые после детства перечитывающий сказку, будет находить в ней много неожиданных жестокостей (и удивляться, что в детстве этого не заметил). Дети не имеют того опыта, который есть у взрослых. Им непонятно, как это – «отрезать руку», что вообще за этим стоит? Многие кровожадные детали не насыщаются картинкой. А у взрослых насыщаются. Поэтому взрослые пугаются за ребенка, а он, возможно, заметит это, только когда сам будет читать сказку своим детям.

 

 ГОТОВ ИЛИ НЕТ?

Когда ребенок находится дома с родителями, именно они определяют, что и когда они будут ему читать. При этом стоит учитывать два параметра: «какой он?» и «в каком он состоянии прямо сейчас?». На вопрос «какой он?» предлагаю начать отвечать, ориентируясь на возраст ребенка.                                                        

1-2 ГОДА: малышу сложно удержать любой сюжет, поэтому «литературой выбора»  могут стать короткие детские стихи, книги с крупными картинками, простейшими сюжетами и текстом «одно предложение на страницу». Я знала родителей, которые в 6 месяцев читали ребенку «Руслана и Людмилу», но они вряд ли рассчитывали на понимание сюжета. Скорее, на красивую убаюкивающую мелодику стиха.                                                         

2,5-4 ГОДА: тут уже сюжеты несколько усложняются, и могут появляться сказки, в том числе и со страшными сюжетами, например, «Колобок» или «Волк и семеро козлят».                                            

3-4 ЛЕТ: мне приходится встречаться с весьма специфическим страхом лисы. Думаю, что страх проистекает из «Колобка». Дети представляют лису огромной и опасной, боятся, что она придет в дом и съест их. Только к 5-5,5 годам они готовы к тому, чтобы понять: лиса по размеру как небольшая собака и опасна в основном для небольших птиц и молодых зайцев, в городах не водится. Причем действительно опасного для человека огромного медведя городские дети не боятся. Что, собственно, само за себя говорит о том влиянии, которое имеют сказки: они воспринимаются как истина, как рассказ о настоящем мире. Ребенку этого возраста еще нечем переработать условность сюжетов, он воспринимает их прямолинейно: лиса съела Колобка, значит, лиса самая опасная из всех зверей. Стоит ли ограждать ребенка от «Колобка»? С 2,5-3 лет стартует «возраст страхов», и как раз тех, что связаны с животными. Возможно, лучше бояться лису и гарантированно перебороть этот страх, чем выбрать в качестве мишени страха, скажем, пауков, как мама. Но именно по причине прямолинейности восприятия я бы рекомендовала ограничивать пугающие сюжеты для детей этого возраста. «Бармалей», «Тараканище», «Краденое солнце» можно успеть прочесть в следующем возрастном периоде.                        

5-8 ЛЕТ: репертуар сказок очень широк для этого возраста. Можно читать многое, учитывая рекомендации, которые я предложу чуть позже. Тут уже не только сказки о животных, но и о людях. А также сказочные повести, в сюжетах которых переплетается многое.                                                                            

9-12 ЛЕТ: детей могут заинтересовать сказки Афанасьева — первая адаптация народных сказок. Вот уж про что стоит сказать, что их лучше не читать на ночь. Сказки эти действительно страшные — что не страница, так кого-то расчленяют, причем ближайшие родственники. И самое время для «Гарри Поттера», конечно.

 

КАКОЙ ОН: ЧЕРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Выбирая, что почитать ребенку, нужно учесть его особенности. Если ребенок тревожен, склонен к страхам, то его не стоит заряжать пугающими сюжетами. Но вот интересный момент из практики: именно тревожные дети с большим количеством страхов просто обожают страшные книги и фильмы! Причины этого могут быть разными. И тут можно присмотреться: страшные сюжеты обостряют тревогу ребенка (он хуже спит, появляются навязчивые движения и т.д.) или же они нейтральны и не влияют? В последнем случае можно предположить, что они полезны для переработки тревоги.

 

В КАКОМ ОН СОСТОЯНИИ ПРЯМО СЕЙЧАС?

Второй большой вопрос формулируется именно так. То есть в принципе этому ребенку можно читать пугающие истории, но в какой-то определенный момент – нет. Когда не стоит читать страшные сказки?                                                                                   

§   На ночь дошкольникам. Им лучше иметь время до сна, чтобы обдумать сюжет. Иначе есть вероятность возникновения страхов, особенно ночных.                                                                                   

§   После очень напряженного дня (дорога до места отдыха или обратно, поездка в поликлинику с неприятными процедурами, день рождения в развлекательном центре). Если вы по себе чувствуете, что «падаете» от того, что уже было за день, то и ребенку не стоит читать произведения с пугающими сюжетами.                                      

§  В периоды сложной адаптации: переезд, сад, школа, болезнь, смерть близкого или домашнего животного. Ресурс организма в принципе ниже и переработать эмоцию страха сложнее. В эти времена есть рекомендации в принципе на «облегчение» ситуации вокруг ребенка: снижение сенсорной нагрузки, особенно вечером, более спокойная обстановка, меньше телевизора и электронных игр.

 

А В КАКОМ СОСТОЯНИИ ВЫ?

Взрослый тоже может быть в состоянии, когда за истории с напряженными сюжетами ему лучше не браться. Когда из заботы о себе не стоит читать страшные сказки?

§ Если сюжет бередит ваши личные страхи. В этом случае вы (а не ребенок) ретравмируетесь о сказку. Именно не «травмируетесь», а «ретравмируетесь», то есть речь о повторном процессе. Есть какая-то рана, и туда попадает сюжет сказки. В этом случае вы будете ребенку транслировать свой страх, и он может начать бояться не из-за сюжета сказки, а из-за вашей реакции страхом («мама боится, значит, ситуация опасная»).                                                                     

§  Если вы находитесь «не в ресурсе»: устали, больны, в переживаниях. В этом случае есть вероятность, что вы не сможете помочь ребенку переработать содержание сказки, «контейнировать» его.

§  Также не стоит брать произведение с напряженным сюжетом (сказку или главу книги), если знаете, что вы должны прочесть ее «быстренько» и времени на возможную беседу не будет. Выберите для этого случая хорошо знакомый, любимый рассказ.

 

«НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ…»

Сказки сейчас стали удобным оправданием для части родителей. «Что с ребенком?»    «Это он сказку услышал, в саду прочитали, теперь боится». Но ребенок не живет в изолированном мире, где все было идеально, а потом – хлоп! – сказка, и все стало рушиться. Нечего пенять на сказки, если дома не соблюдается элементарная  психогигиена:

§  Когда целый день фоном включен телевизор, особенно на новостных каналах и передачах про криминал и потустороннее. Вот это – реальное вторжение в мир ребенка, так как он видит «видеоподтверждение», что мир опасен. Можно сказать: «пусть знает, пусть привыкает». Но мир не такой, он разный.

§  Когда родители смотрят ужастики, триллеры, думая, что «ребенок ничего не понимает», он просто играет рядом на ковре.

§  Когда ребенок часть времени проводит с сюжетами мультиков или игр, где есть кровь, повреждения, а может, и смерть. Если он весь вечер играл в «стрелялку», а потом испугался сказки, то дело вовсе не в сказке. Просто это подходящий момент, чтобы выплеснуть накопившееся напряжение и страх.

§ Если ребенок перегружен и ему некогда просто поиграть. Английский, карате, хор… в этом случае ребенок не успевает перерабатывать эмоциональные переживания (а они до 9-10 лет перерабатываются в игре и обдумывании). Тогда сказка может стать «последней каплей». Но – помним – не единственной.

§  Если взрослые ругаются, не щадя ребенка. Если бабушка или мама говорит про «В могилу меня загоните», «Уйду от вас и не приду», то когда ребенок встречает в сказке цепляющий за эти темы сюжет, то дело вовсе не в сказке, а в том, что происходит дома, рядом с ребенком.

 

ИТАК…

Выбирайте, что читать, исходя из своего состояния и состояния ребенка. Иногда можно и прервать чтение большой книги, если дальше будут «страсти», а у кого-то из вас непростой период. Вы вернетесь к ней позже. Но в книге, особенно незнакомой, можно «попасть» в напряженный момент неожиданно. И уж если это произошло, то я бы рекомендовала дочитать до того момента, когда герой справился с ситуацией. Не обрывайте чтение на ситуации опасности и страха, сам сюжет обычно помогает выйти на тему силы и преодоления.                                                                                    

Чем разнообразнее тот мир, в котором живут дети, тем гармоничнее они развивается. В этом мире есть место самым разным эмоциям. И их проживание вместе с персонажами  мультфильмов, фильмов, книг является элементом «воспитания чувств». Вместе с героями дети не только испытывает эмоции, но и получают стратегии преодоления сложных ситуаций.

СТРАШНЫЕ сказки: ВРЕДНЫ ЛИ ОНИ детям?

Наверх страницы