Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Детская тревога: что можно сделать?

Нисская, А. К. Детская тревога: что можно сделать? / А. К. Нисская // НаркоНет. – 2022. – №2. – С. 42-48.


Детская тревога: что можно сделать?

________________________________________________

11 октября 2021 года на интернет-ресурсе «1 сентября» научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» кандидат психологических наук Анастасия Константиновна Нисская прочитала лекцию «Детская тревога. Что можно сделать в условиях дошкольной организации».

________________________________________________

 

Мы поговорим о детской тревоге, о том, какой она бывает, как ее распознать, и наметим пути решения проблемы.

Тревога – это совокупность трех основных моментов: тревожные ожидания, физиологические симптомы и тревожное поведение.

1. Тревожные ожидания.

Мысли концентрируются на потенциальной угрозе и на том, как ее избежать. Мы постоянно думаем, что может случиться что-то плохое, ждем, что все пойдет по плохому сценарию. Нам будет угрожать что-то неприятное, и мы должны всеми силами придумывать, как этого избегать. Так это работает у взрослых, так же работает и у детей.

В состоянии тревожного ожидания ребенок постоянно думает о чем-то плохом. Ок готовится к тому, что ему может быть нанесен какой-то вред, к тому, что он почувствует себя плохо.

2. Физиологические симптомы.

Состояние организма, когда мы ожидаем чего-то плохого, готовность к действию. Тревожные ожидания меняют физиологические параметры организма человека, приводят его в состояние боевой готовности.

3. Тревожное поведение.

Три основных варианта поведения в состоянии ожидания плохого – бегство, борьба и поиск убежища.

 

Может ли тревога быть полезной?

Конечно, как и у любого механизма, эволюционно сохранившегося, некоторая польза в тревоге есть. В ситуациях объективной опасности тревога позволяет быстро реагировать, быстро действовать, быть в тонусе, быть внимательным, сосредоточенным и не отвлекаться. Например, когда ребенок переходит дорогу вместе с нами, мы не смотрим в телефон, а внимательно следим за своим малышом.

С другой стороны, тревога отнимает очень много сил и не позволяет думать о чем-то другом, кроме своего негативного прогноза, ожиданий плохого, заниматься другим делом.

Тревога – довольно распространенное явление. У 6,5% детей в мире встречается повышенная тревожность, или тревожное состояние, то есть у каждого 20 ребенка всех возрастов. Если мы представим себе группу детского сада, почти наверняка в каждой группе найдется такой ребенок.

 

Физиологические симптомы тревоги

Как себя чувствует человек, подверженный повышенной тревоге, как он себя чувствует в состоянии тревожного ожидания? Симптомы могут быть разные, но всегда наблюдаются:

1. Учащение дыхания и пульса.

2. Напряжение мышц.

3. Повышенное потоотделение.

Вспомним себя в непростых ситуациях. Например, когда мы учимся водить машину, знаки дорожного движения, другие водители, пешеходы, все это вызывает у нас активизацию, повышенное внимание. Когда мы пытаемся припарковаться и опасаемся, что повредим свою или чужую машину, мы можем все эти симптомы у себя наблюдать. Такая ситуация действительно требует сосредоточения и повышает наше ожидание негативного.

Если же эти симптомы возникают, так сказать, на ровном месте, когда нет опасной ситуации, например, ребенок посещает детский сад, и объективно ему ничего не угрожает, мы можем предположить, что здесь дело в повышенной тревоге.

 

Что заметно в поведении?

Что можно сказать о поведении ребенка?

Основное поведение в ситуации тревоги – нападать, обороняться и прятаться. Но есть несколько более специфических моментов: постоянный физиологический дискомфорт. Человек может испытывать спазмы в животе, мышцах, головные боли, даже тошноту.

Дети, подверженные такой высокой тревоге, обычно достаточно сильно утомлены. Тревога отнимает силы. У них нет сил, чтобы вовлекаться в деятельность, которая обычно дошкольникам интересна. Их не увлекают игры, общение со сверстниками, рисование, конструирование – все то, что могло бы порадовать, отвлечь. Нет ресурса на эти активности. Ребенок постоянно беспокоится о том, что произойдет что-то плохое. Он предполагает, что:

1. Его не заберут из детского сада родители.

2. Он что-нибудь разольет или разобьет.

3. У него заберут игрушку.

4. Он перепутает свою одежду с чужой.

5. Его будут ругать.

6. Над ним будут смеяться.

Принято считать, что если такое состояние мы замечаем на протяжении двух недель и более, то это очень тревожный симптом. Если ребенку объективно не угрожает никакая опасность, но он более 2 недель чувствует такой выраженный дискомфорт, то надо принимать какие-то меры или обращаться к специалистам.

 

Виды тревожного состояния

Выделяются 4 основных самых часто встречающихся видов тревожного состояния: фобия, социальная тревожность, генерализованная тревога и сепарационная тревога.

К сожалению, исследователи отмечают, что по отдельности они встречаются довольно редко. Чаще всего мы видим сочетание 2, 3, а то и всех видов тревожных расстройств. Они сочетаются и усиливают друг друга, ухудшая психологическое благополучие, состояние ребенка, и затрудняя работу с ним.

 

Фобия

Наверное, вы наслышаны об этом слове, когда речь идет о клаустрофобии – страхе закрытого пространства, арахнофобии – боязни пауков.

Фобия – сильный, непроходящий страх перед конкретным местом, объектом, ситуацией или даже человеком. Распространенность: до 25% от всех тревожных состояний.

Поведение: избегает посещения, возможности встречи или испытывает крайний дискомфорт чаще всего от: собак, высоты, уколов, рвоты и пр. У взрослых людей страхи обычно связаны с объективной опасностью. Это может быть страх перед ядовитыми змеями, страх запредельно большой высоты. У детей чаще всего бывают страхи, связанные с собаками, с прививкой, со рвотой – с тем состоянием, когда ребенка тошнит, и он боится повторения.

До 25% всех детей с тревожными расстройствами страдают именно фобическими расстройствами. Такие дети, попав однажды в какую-то неприятную ситуацию и сильно испугавшись чего-то, в дальнейшем могут всячески уходить от каких-либо ситуаций и активностей, где потенциально может повториться это событие. Например, если девочка, которая боится пауков, придет в дом к своим бабушке и дедушке, там увидит паука и переживет этот страх, то она может впредь избегать этих посещений. Такие страхи, избегание могут быть совершенно нерациональными – не помогут никакие уговоры и уверения в том, что вероятность встретить еще раз этого паука крайне низкая. Ребенок испытывает дискомфорт, пугается, плачет и всячески избегает столкновения с объектом своей фобии.

 

Социальная тревожность

Социальная тревожность в меньшей степени характерна для детей дошкольного возраста и чаще встречается у подростков. Это тревога, связанная с общением. Люди боятся:

1. Общения.

2. Встреч с людьми.

3. Быть смешными.

4. Сделать что-то неуместное, глупое.

5. Не соответствовать ожиданиям людей, не оправдать их ожиданий.

б. Быть осужденными.

7. Вызвать неодобрение окружающих.

8. Проявить себя не лучшим образом среди значимых людей.

Для подростков, для которых сверстники очень значимы, социальная тревожность – большой бич.

 

Избирательный мутизм

К сожалению, среди дошкольников и младших школьников такое тоже встречается, хотя гораздо реже. Таким детям трудно ходить в сад или школу. Они боятся отвечать, проявлять активность, поднимать руку. Боятся предлагать другим детям игры или участвовать в играх, где они могут оказаться не на высоте. При этом такие дети чаще всего абсолютно раскрепощены, свободны и активны в привычных условиях, например, дома.

Такое различие в поведении в привычной и непривычной ситуации может доходить до того, что ребенок в непривычной или неприятной, тревожащей ситуации может перестать разговаривать. То есть могут быть такие ситуации, такое окружение у ребенка, когда кажется, что он вообще не умеет разговаривать. Это называется избирательный мутизм. Дома ребенок разговаривает со своими братьями и сестрами, бойко общается с родителями, дедушками и бабушками, а приходит в детский сад и молчит. Все думают, что у него серьезные нарушения речевого развития. Однако это может быть проявлением выраженной социальной тревожности.

 

Генерализованная тревога

Генерализованная тревога – это тревога, не связанная с чем-то определенным, каким-то одним фактором или переживанием. Это стойкое состояние, когда ребенок вообще переживает, что все пойдет не так. Очень часто мы это можем заметить, когда дети обсуждают какие-то, на наш взгляд, не совсем соответствующие их возрасту проблемы, которые их волнуют, чрезмерно беспокоят. Например, они боятся терактов, загрязнения окружающей среды, болезней своих родственников или болезней всех людей на свете. В ситуации пандемии тревожные расстройства, в частности, генерализованная тревога встречается все чаще, и, к сожалению, затрагивает детей. Поэтому тема мне кажется сегодня особенно актуальной. Генерализованная тревога может негативно влиять на самочувствие ребенка и вызывать:

1) мышечные боли;

2) ухудшение концентрации внимания;

3) проблемы со сном;

4) усталость;

5) раздражительность из-за накопившейся усталости.

Тревога мешает ребенку получать удовольствие от вещей, которые раньше его радовали. Допустим, он любил рисовать, а теперь рисование его не привлекает. Однако ребенок не избегает общества.

Сепарационная тревога

Сепарационная тревога – это тревога, связанная с расставанием с близкими, прежде всего с родителями, боязнь расстаться. С этим видом тревоги воспитатели и психологи в детском саду сталкиваются чаще всего. Ребенок ожидает, что из-за расставания может случиться что-то плохое:

1. Он может никогда больше их не увидеть.

2. С ними может случиться какая-то неприятность или беда.

3. Ему самому будет нанесен какой-то вред, пока родители отсутствуют.

Этот вид тревоги, конечно, затрудняет адаптацию ребенка в детском саду, вовлечение в образовательный процесс.

 

Последствия тревожных расстройств

Последствия тревожных расстройств довольно серьезны как в детском возрасте, так и во взрослом. Получается замкнутый круг. Ребенок постоянно тревожится, не вступает в игры, он не инициативный, раздражительный и усталый. Поэтому ему довольно трудно найти друзей, с ним не очень хотят общаться. Из-за этого ребенок не видит, как переживают другие дети, не понимает, что у них могут быть те же самые ощущения и тревоги. Из-за этого собственное состояние кажется ребенку ужасным и безвыходным. Ему трудно найти друзей, сложно учиться, его некому поддержать, сказать, что чувствует что-то похожее. Когда ребенок не может сосредоточиться, и у него нет сил, его ничто не мотивирует, конечно, ему трудно, познавать новое. У ребенка плохое настроение и депрессия, нет интереса к важным делам, плаксивость, раздражительность, проблемы с аппетитом, сном.

Этот ком проблем, к сожалению, разрастается.

 

Причины появления тревожности

Где искать корни тревожных расстройств в детском возрасте?

1. Генетика

Мало того что ребенок, живущий в семье, где есть тревожные люди, перенимает такой способ реагирования. Об этом скажем ниже. Но кроме того, исследователи выявили и генетическую подоплеку этой проблемы. На генетическом уровне выявлено, что скорость реагирования организма на угрозу и эмоциональность – это закрепленные в геноме вещи, и они могут передаваться по наследству, даже если ребенок и родитель не живут вместе. Если у родителя высокая скорость реакции организма на угрозы, и он эмоционален, то и ребенок с большой вероятностью может быть подвержен тревоге.

2. Стрессовые ситуации

Объективно опасные, тяжелые, угрожающие жизни и здоровью ситуации порождают, конечно, повышенную тревогу – когда происходит какая-то потеря, ребенок становится свидетелем военных действий, семейного насилия и пр.

3. Пример окружающих

Если ребенок наблюдает у взрослых или у своих братьев и сестер тревожное поведение, тревожное ожидание, ощущение, видит, что им какая-то угроза кажется неминуемой, близкой, то такой пример тоже заставляет ребенка становиться тревожным.

Конечно, есть дети без генетической предрасположенности. Они могут наблюдать тревожных родителей, и при этом сами остаются спокойными. Но если эти факторы совмещаются, действуют вместе, то очень высок риск того, что у ребенка проявится это тревожное состояние.

4. Реакция окружающих на тревожное поведение ребенка

Реакция окружающих на тревожное поведение ребенка может подкреплять его тревогу. Если родитель видит, что ребенку тяжело и неприятно быть в какой-то ситуации, конечно, он его жалеет, испытывает к нему сочувствие, сам огорчается и бессознательно или сознательно стремится оградить от негативных переживаний.

Порой он начинает заранее беспокоиться, если думает, что ребенок может впасть в состояние тревоги, и не водит его в те места, которые могут спровоцировать тревогу. Поэтому у ребенка нет возможности убедиться, что все будет в порядке. Это обстоятельство и эмоциональная реакция родителя могут закрепить тревожное ожидание и поведение ребенка.

5. Отсутствие опыта преодоления страха

Отсутствие опыта преодоления страха может повлиять на закрепление тревоги. Если ребенку постоянно удается избегать ситуации, которая его беспокоит, он лишний раз убеждается в своей правоте. Вот он, например, не пошел смотреть на какое-нибудь животное, поэтому оно его не укусило. Не подошел к собаке, поэтому она его не укусила. А вот если 6ы подошел, случилось бы плохое. Как будто сама жизнь подтверждает его правоту. И он не дает сам себе возможности убедиться в том, что его тревожный прогноз ошибочен, что все может обернуться хорошо.

Два последних пункта мне кажутся особо интересными с точки зрения коррекции и помощи.

 

Стоит знать, чтобы помочь

1. Тревожные дети ждут, что случится что-то плохое, и они с этим не справятся.

Они не только боятся какого-то объективно неприятного события, но и уверены в том, что сами недостаточно компетентные, недостаточно взрослые, недостаточно способные, чтобы справиться с этой угрожающей ситуацией. Есть ощущение дефицита своей компетентности, своей самостоятельности.

2. Тревожные ожидания усиливают беспокойство.

Ребенок ожидает, что в детском саду ему будет плохо, грустно, вместе с тем он может подумать, что из-за этого на него плохо посмотрят его сверстники и педагог. Получается замкнутый круг. Он беспокоится. Думает о том, что, если это заметят другие, они будут думать о нем плохо и не захотят с ним играть. Таким образом, появляется еще один повод подозревать, что в детском саду ему будет плохо.

3. Дети иногда боятся физиологических симптомов тревоги.

Физиологические симптомы тревоги тоже ее усиливают. Очень часто дети боятся не только самого события, но и своей физиологической реакции на него. Так, в школе ребенок опасается контрольной работы или диктанта. Он боится ошибиться, не успеть что-то выполнить, получить плохую отметку. Но также он уже знает, что, допустим, от страха его может тошнить или может начать болеть живот. И он заранее может опасаться, что у него заболит живот или его вырвет при всем классе. То есть сами физиологические симптомы тревоги могут становиться поводом для тревоги.

4. Избегание проблемы мешает убедиться в том, что страхи напрасны.

Избегание ситуации тревоги только укрепляет ребенка в том, что его страх не напрасен. Если же опыт ребенка позволяет ему все-таки соприкоснуться с тем, чего он боится, это помогает преодолеть страх.

5. Неуместное, чрезмерное одобрение вызывает зависимость, а беспокойство окружающих усиливает, подкрепляет тревогу.

Чрезмерная, постоянная похвала ребенка создает фон, уже даже малозаметный для ребенка. И она может не снизить тревогу, а, наоборот, закрепить тревожное поведение. Когда родитель постоянно пытается подбодрить ребенка, похвалить независимо от того, пробует ребенок что-то новое или избегает ситуации чего-то нового, того, что его тревожит, ребенок может стать зависимым от этой похвалы. Когда он не слышит слов поддержки, он может считать, что точно происходит нехорошее. Когда проводится какая-то психологическая или педагогическая диагностика, если психолог или педагог на каждом шаге хвалит ребенка, за каждый крестик дает позитивную обратную связь («Да, молодец, здорово»), то, когда нет такого подкрепления, просто педагог или психолог доброжелательно улыбается и говорит: «Давай дальше», ребенок может решить, что он что-то сделал неверно. Этот механизм очень важно понимать, когда мы стараемся помочь родителям наших детей не закреплять их тревожное поведение.

А вот в тот момент, когда ребенок делает даже самый маленький шажок, чтобы попробовать что-то новое или попробовать приблизиться к ситуации и объекту, которые его пугают и беспокоят, похвала, одобрение необходимы и могут сыграть очень важную роль в преодолении тревоги и страха.

 

Когнитивно-бихевиоральный подход

Могут быть разнообразные подходы к тому, как оказывать поддержку при состоянии тревоги, как проводить психодиагностику, какие методологические принципы будут оптимальны.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с когнитивно-бихевиоральным подходом. Данная лекция подготовлена преимущественно на основе книги Кресвелл К., Уиллетс Л. «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой». На русском языке она была выпущена в 2020 году издательством «Манн, Иванов и Фербер». В книге очень много практических советов о том, как бороться с тревогой у детей разного возраста, от 3 лет до подросткового возраста. Описаны методологические принципы и конкретные приемы. Авторы пишут, что на работу с тревогой разумно закладывать около 2 месяцев.

Сторонники когнитивно-бихевиорального подхода считают, что наше представление о чем-то влияет на то, как мы ведем себя и как себя чувствуем. Соответственно, меняя когнитивную, умственную составляющую, представления, образ мыслей о том, чего мы боимся, мы меняем свое поведение, а вслед за ним – и отношение к ситуациям и объектам. Главная задача – побудить ребенка осмыслить свой страх, сформулировать его, рационально понять: чего именно я опасаюсь, что меня тревожит. А потом надо попробовать новый способ действования в этой ситуации. Таким образом, здесь две составляющих: когнитивная, умственная, и бихевиоральная, поведенческая. Движение от первой ко второй позволяет изменить состояние ребенка. Взрослый должен помочь ребенку выразить, что, по его мнению, может произойти плохого в ситуации, которую он боится, то есть дать прогноз.

Далее надо активно поощрять все, даже самые маленькие попытки ребенка проверить свой тревожный прогноз, то есть сделать шаг навстречу опасной, по его мнению, ситуации. Это движение должно быть постепенным, разбито достаточно дробно, так, чтобы ребенку эти шаги были по отдельности по силам. Важно практиковаться при любой возможности.

Конечно, облекать свои переживания в слова дошкольникам сложно. Им трудно формулировать, говорить о проблеме. Важно делать на это скидку и стараться работать с самой минимальной информацией, с самыми простыми ответами ребенка. Очень многое из того, что в работе со взрослым клиентом психолог бы поручил сделать ему самому, здесь придется делать психологу, родителю или педагогу, который наметил себе цель помочь с тревожными переживаниями.

 

Что может сделать взрослый?

Что может сделать взрослый – родитель, психолог, воспитатель?

1. Помочь сформулировать причину тревоги

Прежде всего, помочь ребенку сформулировать причину беспокойства. Понять, что нужно для преодоления страха. Взрослый должен придумать какие-то весомые мотиваторы для ребенка, что-то очень привлекательное, подходящее именно ему, что побудит его сделать шаг навстречу тому, что его тревожит. За счет чего это можно сделать? Отлично было бы внести элемент веселья, юмора, шутки в первый шаг навстречу «страшному». Можно найти подходящее приложение в смартфоне с системой поощрения. Можно сделать это в игре, например, поиграть в фанты, когда ребенок и взрослый по очереди делают что-то страшное – разглядывают паука, подходят к собаке.

2. Использовать игрушку, персонаж

Надо обсуждать с ребенком не его страх и переживания, а делать это на примере игрушки, какого-то персонажа. Разыгрывать с ребенком ситуации, которых он боится. Взять игрушку и сказать:

– Вот это тигренок. Мама ведет его в детский сад, но тигренку страшно туда идти. Как ты думаешь, почему он боится, что его беспокоит?

Когда ребенок ответит, можно продолжить разыгрывать ситуацию:

– Тигренок пришел в детский сад. Как ты думаешь, что там с ним произойдет?

В такой игре, в психодраматическом взаимодействии гораздо легче вместе сформулировать прогноз и в дальнейшем выстраивать шаги по преодолению страха и тревоги. Конечно, взрослому важно понимать, что в его распоряжении, скорее всего, окажется какой-то очень простой, незамысловатый ответ. Надо принять такой ответ. Скорее всего, дошкольник поначалу более подробной информации не даст.

– Он сильно расстроится, он испугается.

На материале этого ответа придется разрабатывать, раскручивать ситуацию дальше.

3. Дать опыт самостоятельности

Дальше важно осознать, что вы делаете за ребенка автоматически, а не потому, что он сам не справится? Где можно дать ему больше самостоятельности, где он может почувствовать себя компетентным и большим? Где мы, взрослые, можем сделать шажок назад и предоставить ребенку пространство для действий, позволить действовать самому?

Любой опыт самостоятельности позволяет ребенку справиться с чем-то, что еще ему неизвестно. Таким способом это дает ему и нам в руки оружие против страха и тревоги. Мы можем всегда направить ребенка к его собственному опыту, когда он чего-то не умел, потом попробовал – и у него получилось. Это может сделать на каком-то безопасном материале – полить цветы, вытирать за собой пролитую воду, одеваться и т.д. Какие-то вещи, которых ребенок не боится, где он готов действовать без неуверенности в своих компетенциях.

И потом мы можем обращать ребенка к этому его опыту:

– Помнишь, ты раньше не умел надевать ботинки сам? А теперь посмотри, как у тебя здорово получается. Ты это сделал сам, без моей помощи. Ты теперь многое умеешь делать сам. Может быть, теперь попробуешь засыпать в детском саду?

Мы должны иметь какой-то инструмент, чтобы ребенок почувствовал себя более уверенным, более самостоятельным.

4. Похвала и общение

Похвала бывает разная. Правильно хвалить за смелость, за готовность что-то пробовать. Вместе с тем важно также давать ему достаточный эмоциональный контакт, эмоциональное взаимодействие, внимание и общаться.

Похвала и поощрение меняют поведение. Общение и общие дела могут лучше стимулировать, чем подарок. Поощрение общением может быть более эффективным, чем материальные поощрения.

5. План и награды

Можно попробовать разработать подробный, постепенный, поэтапный план столкновения с какой-то неприятной ситуацией. И на каждом этапе плана, когда ребенок делает небольшой шажок, надо продумать какую-то награду. Хорошо бы разобраться в том, что мотивирует ребенка, что ему нравится, что его привлекает. Здесь важно работать вместе педагогам; психологам и родителям, чтобы разобраться, что действительно может стимулировать ребенка, что для него будет значимым и приятным. Обсуждая с ребенком план, надо постараться побудить его принять этот план как свой собственный – не как какое-то постороннее задание, в котором он не заинтересован, а как что-то интересное. Разработка шагов и наград должна проводиться сначала взрослым. Но потом вместе с ребенком план может быть согласован, отшлифован и доведен до того состояния, чтобы ребенок принял его как свой.

6. Не заострять внимание ка страхе

Важно не заострять внимание на том, что ребенок чего-то боится, а делать акцент на хорошем, на том, что ребенок может. Например, если ребенок боится идти на площадку с другими детьми, то надо рассказать ему о том, что может быть интересного на площадке. Не следует говорить так: «Я помню, что ты беспокоишься, тогда лучше мы пойдем в другое место». Старайтесь не возвращать ребенку его страх как неотъемлемую часть его личности, с которой вы свыклись и которая вас абсолютно устраивает. Конечно, страх, тревога и беспокойство не должны осуждаться и порицаться вами. Но и не следует создавать у ребенка ощущение, что этот страх теперь с ним навсегда, что он – тот, кто всегда боится и тревожится. Страх – это досадная неприятность, с которой можно что-то сделать, которую можно вместе преодолеть.

7. Следовать плану

Очень важно не выводить ребенка из ситуации, которая его беспокоит. Если он отказывается пробовать, то постепенно, отвлекая, развлекая, создавая позитивное отношение к ней, разбивая на более мелкие шаги, все-таки надо довести его до этой площадки, хоть и ненадолго.

Мы не просто решили сегодня привести ребенка на площадку и поэтому, хоть ему будет плохо, он будет в слезах, мы его в любом случае туда затащим. Если мы наметили себе работу с тревогой как важную, длительную задачу на ближайшие несколько месяцев, разработали план, и посещение площадки является одним из его этапов, тогда надо довести дело до конца.

8. Постоянно и постепенно

Ни в коем случае не стоит браться за работу с тревогой от раза к разу, то есть один день мы гладим всех собак и посещаем все площадки, а завтра выдыхаем и отдыхаем. Мы предпринимаем усилия по восходящей, делая сначала самые маленькие, доступные ребенку вещи, потом на один шажок больше, тоже доступный ему или почти доступный. И никогда не перескакиваем сразу несколько этапов.

 

Пример плана

Приведу пример плана, который может быть преобразован в зависимости от тревог ребенка.

Сверху прописана большая, глобальная цель, то есть то, чего можно достичь по истечении двух или более месяцев.

Цель – погладить собаку, когда дедушка ее не держит. Мы предполагаем, что ребенок боится собаку и не хочет этого делать, поэтому данная цель очень масштабная для ребенка, отдаленная и не решаемая сразу. За достижение этой цели ребенка должна ожидать очень значимая для него награда, например, поездка на пляж. До того, как может быть достигнута эта цель, важно предпринять предварительные шаги. Чем больше их будет, тем ребенку будет легче.

1. Начинается все с самого простого: зайти в дом дедушки, когда собаки дома нет, когда она находится в саду. Здесь нужно спросить ребенка, как он считает, что может случиться. Авторы приводят такой пример прогноза: собака будет громко лаять, и я испугаюсь. Но если ребенок согласен зайти в дом, когда собака будет в саду, то он получит конфету из дедушкиной коробки.

2. Следующим шагом, который не должен быть реализован в этот же день, а может быть реализован через день или несколько дней: войти в гостиную дедушки, когда собака на кухне. Ребенок и собака находятся в одном доме, но в разных комнатах. Тогда ребенку будет разрешено поиграть с машинками дедушки.

3. Третий шаг – не уходить из гостиной, когда дедушка вводит собаку на поводке. Ребенок и собака находятся в одной комнате, и при этом собака на поводке. За это ребенка можно сводить в парк по дороге домой.

4. Четвертый шаг – погулять вместе с дедушкой, когда он ведет собаку на поводке. Заняться чем-то вместе, и при этом собака будет достаточно близко. Наградой может быть покупка комиксов по дороге домой.

5. Пятый шаг, который тоже делается не сразу, а может быть отсрочен на несколько дней и даже более, – не уходить из комнаты, пока дедушка снимает поводок и держит собаку за ошейник. За это можно предложить ребенку купить какую-нибудь сладость по дороге домой.

6. Шестой шаг – потрогать собаку, пока дедушка ее держит. За это ребенку можно разрешить пригласить друга в гости.

7. Седьмой шаг – погладить собаку, пока дедушка ее держит. За это ребенку предлагают выбрать фильм для просмотра.

Итог – ребенок гладит собаку, когда дедушка ее не держит, и семья едет на пляж.

 

Советы по работе с планом

Несколько советов помогут сделать работу по плану более эффективной.

1. Необходимо убедиться, что ребенок понял, какие есть этапы, и что именно он получит за каждый шаг, чтобы не было завышенных ожиданий, не создавалась ситуация обмана или отсутствия взаимопонимания.

2. Важно уточнять, за что ребенок получает награду. Например, если ребенок боится один спускаться по лестнице, но он сделал первые три шага, вы можете его похвалить:

– Ты такой молодец! Ты сам прошел целых три ступеньки.

Не просто дать ребенку позитивную эмоциональную связь, но и прояснить, в чем его достижение, какой шажок он сделал, какой этап из вашего плана он освоил.

3. Хвалить на каждом шаге плана. Это значит не хвалить ребенка постоянно, без повода, а хвалить на каждом шаге вашего плана. Даже если шаг очень маленький, но он сделан в сторону развенчания своего страха, он должен быть поощрен.

4. Награждать сразу. Очень важно, чтобы награда находила ребенка сразу. Если это будет игрушка, важно ее подготовить, и, как только ребенок совершил то действие, о котором вы договаривались, важно ее вручить.

5. Возможность сделать что-то вместе часто привлекательнее, чем подарок. Очень часто для ребенка совместное дело, просто совместное времяпрепровождение, разрешение ребенку сделать что-то более «взрослое», чем ему обычно разрешается, может стать более привлекательной наградой, чем подарок.

6. Не скупитесь на «правильную» похвалу. Не скупитесь на похвалу, если ваша похвала побуждает ребенка к пробе нового, а не побуждает его еще сильнее закрыться в своих безопасных границах. Хвалите ребенка все время, как только он пытается хоть чуточку выглянуть из своей скорлупки и увидеть то, что его беспокоит.

 

Ребенок стал бояться оставаться в спальне в группе

– Как помочь ребенку, который стал бояться оставаться в спальне с другими детьми во время тихого часа, если воспитатель вне поля его зрения? – спросила слушательница.

– Давайте попробуем применить подход, который я осветила.

Важно поговорить с ребенком, можно на примере игрушки: что может плохого случиться, если он останется в группе и воспитателя не будет рядом? Надо постараться, чтобы ребенок сформулировал свое основное тревожное ожидание, свое опасение. Чтобы вывести ребенка на обсуждение этой темы, разговора может быть недостаточно.

Можно вместе нарисовать рисунок. Можно организовать игру-драматизацию с игрушками. Можно использовать тестовый материал, разработанный Ольгой Михайловной Прихожан. Поняв, чего именно ребенок боится, надо добиться того, чтобы ребенок сам убедился в том, что его тревожный прогноз неверен. Здесь нужно подумать, уделить этому время, разработать план. Преодоление этого прогноза и должно стать целью вашего плана.

Потом надо договориться с ребенком. Если ребенок совсем маленький, лучше обсудить план с родителями и потом поставить его в известность о том, что вы будете «играть в такую игру». Например, ребенок может войти в спальню с ребятами и посидеть на кровати в одежде, пока все укладываются. При этом воспитателя не должно быть в поле зрения, если именно в этом узел страхов ребенка. Тут надо разобраться, с ним предварительно обсудив. Потом он может раздеться, вместе со всеми детьми войти в спальню в пижаме и лечь.

Следующий шаг – ребенок в пижаме лежит на застеленной кровати. Можно сделать по-другому и постепенно увеличивать время, когда ребенок и воспитатель не видят друг друга. Все этапы должны быть логично включены в ваш план, и вы должны награждать ребенка за каждый шаг. За достижение цели плана ему полагается большая, серьезная награда.

Детская тревога: что можно сделать?

Наверх страницы