Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Научись управлять своим временем: советы тайм-менеджера

Лукашенко, М. Научись управлять своим временем : советы тайм-менеджера / Марианна Лукашенко // Костёр. – 2020. – № 5/6. – С. 28-29.

 

Научись управлять своим временем: советы тайм-менеджера

Те, кто учится дома, уже почувствовали: пришло время, когда можно во всей красе проявить самостоятельность и организованность. Но почему-то не у всех это получается. Беседуя с нашими читателями, мы всё чаще слышим жалобы: «Я не способен соблюдать режим»; «Я творческая личность, поэтому у меня беспорядок»; «Я забывчивый». Ребята, всё не так плохо! Вы тоже можете контролировать своё время, просто нужно научиться этому, как вы учились писать, читать и считать! У нас в гостях Марианна ЛУКАШЕНКО – профессор, бизнес-тренер, обучающий тайм-менеджменту и развитию личной эффективности, автор книг «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей» и «Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять».

Что помогает вам бороться с непредвиденными обстоятельствами? Как правильно реагировать на то, что нарушает планы?

Непредвиденные обстоятельства будут всегда и бороться с ними бессмысленно. Надо научиться встраивать их в план дня. Для этого есть техника тайм-менеджмента, которая называется «жёстко-гибкое планирование». Она заключается в том, что в план дня мы вносим только «жёсткие» дела – те, которые надо сделать в строго определённое время. Например, уроки в школе, занятия в спортивной секции или в театральной студии. Но у нас есть и «гибкие» дела – те, которые не обязательно делать в конкретное время. Например, домашние задания. Их мы обязательно записываем списком, дополняем другими гибкими делами, например, помощью по дому или нашим хобби (это тоже важное дело). А дальше обязательно расставляем приоритеты – определяем, какие из дел важнее, в какой последовательности ими заниматься. Наша задача – всегда успевать делать наиболее важные дела, поэтому с них и начинаем. Но наш план должен быть реалистичным, поэтому желательно примерно подсчитать время на каждое занятие. Иначе может получиться так, что мы запланировали столько дел, сколько физически невозможно сделать за имеющееся время. А это не мы «копаемся», это просто ошибка планирования. Поэтому надо, наоборот, не «забивать» наш день делами без передышки, а оставлять время и на отдых, и на игру, и на чтение. При таком способе планирования вы всегда сможете отреагировать на новые обстоятельства и внести их в ваш план с учётом приоритетов. Заметьте, что сейчас, когда мы все работаем удалённо из дома, возникает ощущение, что в нашем распоряжении целый день, и это очень много, поэтому можно заняться какими-то приятными делами, например, пройти новый уровень на компьютере. В результате лучшее время, когда наш мозг работает наиболее продуктивно, мы просто теряем. И дальше тратим на важные дела гораздо больше времени, чем потратили бы на них со свежей головой.

Нужен ли школьнику планер, если у него есть дневник?

Думаю, что да, хотя бы просто блокнот, в котором можно записывать списки дел и упорядочивать их по приоритету. Если же у школьника много других жёстких дел помимо учёбы, лучше всё-таки пользоваться ежедневником. Каждую страницу мы делим пополам по вертикали. Слева «привязываем ко времени» «жёсткие» дела, а справа пишем список «гибких» дел. Получается удобный обзор всего, что нужно сделать в течение ДНЯ.

Вопрос от Матвея, 8 лет: «Как не отвлекаться, когда списываешь упражнение из учебника? Мама расстраивается, что меня отвлекает даже карандаш в руке и загнутый уголок тетради».

Матвей, попробуйте применять таймер. Например, вы знаете: чтобы списать упражнение из учебника, вам потребуется пять минут. (А если не знаете, спросите у мамы, она подскажет.) И на это время поставьте таймер. Думаю, у вас всё получится!

Таисия, 14 лет: «Время от времени я беру себя в руки и составляю план дел. Но утром мне страшно смотреть в этот список или я думаю, что всё и так помню, в итоге этот блокнот не открывается неделю. В воскресенье я пересматриваю список и вздыхаю, что что-то забыла, а что-то снова переписываю на понедельник. Как разорвать этот круг и не бояться?».

 Таисия, вы боитесь потому, что план дня наверняка очень большой и вам подсознательно кажется, что вы с ним не справитесь. Получается вот что: если вы посмотрите в этот план и не справитесь, значит, вы плохо занимались, а если не посмотрите, то вроде как просто забыли про задачу, ну и не так это страшно, вы же всё равно занимались хорошо. Поэтому плана не бойтесь, он нужен для того, чтобы помочь не упустить какое-то из дел и выполнить всё важное. По мере выполнения дел из списка обязательно вычеркивайте сделанное и говорите себе, какая вы молодец!

Полина, 15 лет: «Как делать обязательные дела с удовольствием, если они не интересны?».

Полина, такие дела в тайм-менеджменте называются «лягушками». И есть правило, которое называется «съесть лягушку»: самую неприятную задачу надо решить прямо с утра, в первую очередь. Разумеется, если с утра нет «жёстких» дел. В любом случае рекомендуется с «лягушками» не тянуть, а разбираться с ними сразу и быстро. Для этого мы придумали несколько приёмов.

1. ПРЕВРАТИТЬ неинтересное дело в игру. Например, вам нужно написать сочинение. Представьте себе, что вы известный писатель, которого будет читать через много-много лет весь мир. Или вам надо помыть посуду. Представьте, что вы археолог, который нашёл уникальные черепки и теперь должен их очень аккуратно отмыть.

2. РАЗОБРАТЬСЯ с неинтересным делом «на драйве». Например, сделать зарядку за то время, пока играет любимая музыка. Или тренироваться в изучении иностранного языка, смотря крутой фильм без перевода.

3. ПРИДУМАТЬ себе награду за «поедание лягушки». Например, после неё можно съесть что-нибудь вкусненькое или позаниматься чем-то очень интересным. Только если это занятие совсем не важное, надо, чтобы оно длилось не дольше, чем дело-«лягушка». А то мы зарядку-то за две минуты можем сделать, а потом будем сидеть в чате целый час.

Уверена, что какой-то из этих способов вам обязательно подойдёт и «лягушки» будут съедаться запросто и с аппетитом.

Научись управлять своим временем: советы тайм-менеджера

Наверх страницы